RallyZone.Ru
Основные разделы => Ралли в России и странах СНГ => Тема начата: Дилетант от 05 July 2010, 20:10:36
-
Уважаемые многоопытные спортсмены! Как настоящий дилетант прошу совет по следующей проблеме: правильный алгоритм действий водителя при входе в поворот. Предельно конкретная ситуация: покрытие гравий, автомобиль с задним приводом, поворот - категория 2 (по шкале 0-6), то есть 4 передача, скорость на входе около 120 -130. Скорость на подходе к повороту - порядка 160, т.е. тоже 4 передача. Интересует не собственно траектория, а именно работа рулем и тормозом. В настоящий момент я созрел до следующего: торможение до точки входа в поворот, затем очень плавно (по возможности) начинаю отпускать педаль тормоза и одновременно начинаю очень плавно поворачивать руль. Тогда загрузка передней оси плавно переходит на переднее наружнее колесо. Плавно открываю газ, смещая баланс назад, и дальше разгон с распрямлением траектории.
Вопросы следующие:
1. не возникнет ли снос передней оси в момент входа при вышеупомянутых действиях? (Когда вход в поворот связан с понижением передачи в КПП, такой проблемы вообще практически не существует, кратковременная загрузка очень значительная).
2. Михаил Горбачев в своей книге описывает прием, когда торможение продолжается на секторе от входа практически до апекса, правда в отношении кольцевиков. Это применимо в ралли?
3. Когда скорость на входе близка к предельной, машина активно уходит в занос на секторе от входа до апекса и как правило уменьшать угол заноса с одновременным разгоном удается уже на выходе, то есть, по моему мнению, поздновато. Применимо ли в таких быстрых поворотах ставить машину боком еще до входа, чтобы на всей дуге спокойно продолжать разгон?
Очень надеюсь на помощь, заранее спасибо! :shuffle:
-
Читайте Сингуринди "Авторалли" ,издания 1982 г. часть 1.
-
У меня брат двоюродный, хирург. Я ему тоже иногда вопросы задаю, какой мол у меня диагноз. А он меня посылает... не, не туда, куда вы подумали... а к большой медицинской энциклопедии. И говорит, что с теми симптомами, что я по телефону описал, я в этой энциклопедии смогу диагностировать у себя по крайней мере 30 разных заболеваний.
Блин, пока набирал, забыл к чему это я. Брат говорит, что это симптомы и склероза в том числе! :laugh:
А, вспомнил!
Чем отписывать всяческую муру, в качестве объяснений, я тоже хочу послать топик-стартера...
Вот, хотя бы сюда: http://www.auto-class.ru/books/curves/curves-0.php (http://www.auto-class.ru/books/curves/curves-0.php)
Если действительно надо, то любознательность найдет на этом сайте массу и другой полезной литературы. Удачи! ;)
-
:up:
Ген, а хирург мне нужен для консультации (не по телефону).
-
Чем отписывать всяческую муру, в качестве объяснений, я тоже хочу послать топик-стартера...
Вот, хотя бы сюда: http://www.auto-class.ru/books/curves/curves-0.php (http://www.auto-class.ru/books/curves/curves-0.php)
Если действительно надо, то любознательность найдет на этом сайте массу и другой полезной литературы. Удачи! ;)
Спасибо! Несколько лет назад у меня была книга Э.С. Цыганкова "Основы мастерства" и папины "Жигули". Помимо прочего решил отработать технику торможения, описанную в данной книге: увеличивать тормозное усилие до появления первых признаков блокировки, немного ослабить усилие и снова увеличивать. Необходимо почувствовать самую грань сцепления колес с дорогой и постараться на ней удерживаться. Ошибкой являются бесконтрольные тормозные импульсы ну и т.д. Это я, конечно, очень утрировал, но смысл тот же. Так вот, замерил я тормозной путь машины при полной блокировке колес, и долго-долго тренировался. Уменьшить тормозной путь не удалось. А через некоторое время один умный человек подсказал: долби по педали тормоза с частотой 6 и выше раз в секунду до полной блокировки и полного растормаживания, и все будет ОК. Попробовал. Тормозной путь уменьшился на треть. Так и по тому вопросу, что я озвучил ранее: именно сам момент перехода от торможения (длительного, не одного тормозного импульса) к повороту, на скользком покрытии, без включения пониженной передачи, нигде подробно не описан. Опять же, вопрос № 2? Ну да ладно, еще 2-3 крыши, и понимание придет :laugh:
-
А через некоторое время один умный человек подсказал: долби по педали тормоза с частотой 6 и выше раз в секунду до полной блокировки и полного растормаживания, и все будет ОК. Попробовал. Тормозной путь уменьшился на треть.
Вообще-то ABS лет так 30 назад изобрели ;)
-
Вообще-то ABS лет так 30 назад изобрели ;)
Она же тормозной путь не сокращает, сохраняет курсовую устойчивость. Не на "Жигулях" :lol:
-
Она же тормозной путь не сокращает, сохраняет курсовую устойчивость. Не на "Жигулях" :lol:
Изучайте принцип работы АБС :D
-
(Ревниво) Ага! А когда я просила объяснить мне, как делается управляемый занос, меня все куда послали?
-
(Ревниво) Ага! А когда я просила объяснить мне, как делается управляемый занос, меня все куда послали?
Куда, Оленька ? Тоже к Сингуринди ? :)
-
(Ревниво) Ага! А когда я просила объяснить мне, как делается управляемый занос, меня все куда послали?
Дорогая Olli, методика обучения управляемому заносу действительно подробно изложена в трудах Э.С. Цыганкова и требует довольно-таки емких пояснений. Я же свой вопрос предельно конкретизировал, и если постараться, ответ на него займет не более 10 строк. Я так думал. Очевидно, мое скудоумие подвело меня в очередной раз, я задал тупой вопрос сам того не понимая :weep: Ну или отвечать на такие вопросы подобно сексу на площади - невозможно, так как будут мешать советами. :smirk:
-
наверно, совсем не все можно "обуть" в буквы...а тренер не всем по карману. На сайте Потапова, например, есть философия.
-
ПО Сингуринди училась большая часть спортсменов СССР.
-
ПО Сингуринди училась большая часть спортсменов СССР.
Спасибо, книгу практически уже нашел, обязательно изучу. До этого прочитал книги Цыганкова, попрактиковал, как смог, вопрос решил задать именно по одному моменту, для меня не вполне понятному. Действительно, объяснить тяжело, особенно в письменном виде.
-
Я же свой вопрос предельно конкретизировал, и если постараться, ответ на него займет не более 10 строк. Я так думал.
не правильно, займёт намного меньше если предельно конкретизировать :beer: :beer: :beer:
Вопросы следующие:
1. не возникнет ли снос передней оси в момент входа при вышеупомянутых действиях?
возникнет
2. Михаил Горбачев в своей книге описывает прием, когда торможение продолжается на секторе от входа практически до апекса, правда в отношении кольцевиков. Это применимо в ралли?
в асфальтовых, а на гравии на бровях :eyes:
3. Когда скорость на входе близка к предельной, машина активно уходит в занос на секторе от входа до апекса и как правило уменьшать угол заноса с одновременным разгоном удается уже на выходе, то есть, по моему мнению, поздновато. Применимо ли в таких быстрых поворотах ставить машину боком еще до входа, чтобы на всей дуге спокойно продолжать разгон?
да :shuffle:
-
не правильно, займёт намного меньше если предельно конкретизировать :beer: :beer: :beer:возникнетв асфальтовых, а на гравии на бровях :eyes:
да :shuffle:
Спасибо! тогда, насколько я понимаю, начало поворота руля немного опережает момент отпускания педали тормоза, если можно так выразиться? Когда машина должна принять маневр, передняя ось должна быть максимально загружена?
-
Не, я в Выборге подошла к нашим переднеприводным лидерам и попросила показать и научить. Меня послали. Саныч, практически к Сингуринди. на букву Х.
-
Не, я в Выборге подошла к нашим переднеприводным лидерам и попросила показать и научить. Меня послали. Саныч, практически к Сингуринди. на букву Х.
Ну так на переднем приводе и управляемый занос на букву Х получается :gigi:
-
Думаю, с элементами поворота лучше не так работать.
Имхо, есть 2 основных показателя: скорость и точка входа. В описываемом тобой примере (есть торможение) при прочих равных (отдельная идеальная позиция нормальной длинны) тебе надо подойти к той скорости на которой машина перестанет легко дотягиваться до апекса с учетом того, что входная точка находится максимально возможно глубоко.
То есть едешь не "узко" на входе, но и не "мажешь" глубже - это ИМХО самое сложное - иметь правильный прицел и определять правильную точку входа (это специфика ралли - оперативные действия по "прицеливанию", а не езда по заученной траектории, как в кольце) - тут надо попадать в некую среднюю между "узко" и "слишком глубоко" чтобы с учетом фазы сноса , который неизбежно возникает в начале входной дуги, попасть на правильную входную дугу. Выходная часть, соответственно, определяется входной частью и если все правильно сделано будет "вынос" на выходе на самый край дороги.
Вот так получается "динамический апекс".
Вся дуга становится "напряженной" и чтобы пройти поворот надо управлять скоростью вблизи предела в очень узком диапазоне плюс/минус (грубо говоря владеть авто так, чтобы уметь удерживаться на пределе: не поворачивает - чуть убрал, слишком активно идет на апекс - добавил). Но для этого надо уметь попадать сразу в приблизительный диапазон по скорости. Имеется ввиду, что если ты существенно недобрал скорость на входе "напряженной"/близкой к предельной дуги уже не получится, а если, соответственно, существенно перебрал просто не пройдешь поворот и машина не останется на дороге.
Это спортивная езда. Однако, качество того, как разные люди это делают, различается, поэтому одни быстрее, другие медленнее. Еще правда есть настройки...
Сам ориентируюсь именно так.
-
Думаю, с элементами поворота лучше не так работать.
Имхо, есть 2 основных показателя: скорость и точка входа. В описываемом тобой примере (есть торможение) при прочих равных (отдельная идеальная позиция нормальной длинны) тебе надо подойти к той скорости на которой машина перестанет легко дотягиваться до апекса с учетом того, что входная точка находится максимально возможно глубоко.
То есть едешь не "узко" на входе, но и не "мажешь" глубже - это ИМХО самое сложное - иметь правильный прицел и определять правильную точку входа (это специфика ралли - оперативные действия по "прицеливанию", а не езда по заученной траектории, как в кольце) - тут надо попадать в некую среднюю между "узко" и "слишком глубоко" чтобы с учетом фазы сноса , который неизбежно возникает в начале входной дуги, попасть на правильную входную дугу. Выходная часть, соответственно, определяется входной частью и если все правильно сделано будет "вынос" на выходе на самый край дороги.
Вот так получается "динамический апекс".
Очень благодарен, изложенное требует осмысления. В моем случае длительного. От фразы "неизбежная фаза сноса" мороз по коже. Чувствуя, что ход завышен и скорее всего возникнет снос, я сознательно стараюсь поставить машину боком. Теряю на этом, конечно.
-
начало поворота руля немного опережает момент отпускания педали тормоза, если можно так выразиться
честно-не знаю, всё происходит как-то самосабой, на уровне подсознания :shuffle:, вон Горчаков как популярно объяснил так у меня уже всё пиво кончилось :beer: :D :D :D
Когда машина должна принять маневр, передняя ось должна быть максимально загружена?
да, но максимально не всегда.
-
вон Горчаков как популярно объяснил так у меня уже всё пиво кончилось :beer:.
Обратите внимание, как неохотно спортсмены делятся не то что секретами, даже описанием элементарных приемов вождения. Спортивного. Так что очень благодарен Вам и Горчакову и прошу обойтись без сарказма :shuffle: Надеюсь получить еще несколько полезных советов или, точнее, описания собственного видения грамотного прохождения поворотов из уст гораздо более опытных коллег (относительно меня, разумеется). :rolleyes:
-
Обратите внимание, как неохотно спортсмены делятся не то что секретами, даже описанием элементарных приемов вождения. Спортивного.
неправильный ответ, а Вы никогда не пробовали очень быстро бежать по лестнице с 5-го этажа, а потом сесть и описать прохождение поворотов на каждом лестничном марше? ...
прошу обойтись без сарказма
напрасно Вы так, даже и не думал. Мне посчастливилось участвовать в гонках начиная с багги объёмом 350 в 78г и заканчивая тойотой по группе В в 09г., НУ не могу я доскональна описать что делаю в следующую долю секунды, видимо Вы правы, мало опыта.
-
видимо Вы правы, мало опыта.
:o я увидел, что мою фразу можно истолковать превратно и исправил ее. Под опытными коллегами я подразумевал всех, кто опытнее меня. Ваша фамилия мне знакома и Ваше мнение, так же как и Горчакова, для меня очень ценно.
-
:o я увидел, что мою фразу можно истолковать превратно и исправил ее. Под опытными коллегами я подразумевал всех, кто опытнее меня. Ваша фамилия мне знакома и Ваше мнение, так же как и Горчакова, для меня очень ценно.
всё нормально, без обид. :beer: :beer: :beer: