Тема, наверное, больше для прессы. Благодаря помощи Вадима Макарова мне удалось в этом году посетить все этапы Чемпионата России по классическому ралли. И вот, по окончанию сезона, захотелось оценить каждый этап с точки зрения фотографа. Оценка, конечно, сугубо субъективная и ни на что не претендует. Итак начнем!
1. Ралли Free Drive Пено 2010.Самый дальний перегон на автомобиле. Очень неудобная трасса для съемки. Спецучастки, связанные в кольцо вокруг леса. Под перекрытие ехать смысла нет, хоть мы и ездили. С другой стороны есть кусок допа типа кроссовой трассы, на котором можно найти несколько точек. Но все очень однообразно или слишком быстро. Пресс-центр наличествует, интернет наличествует, жилетки дают. Торжественный старт порадовал грузовым эвакуатором, поднимавшим рафовский флаг и заинтересованностью местных жителей (бабуля, спрашивающая календарик - это класс!). Торжественный финиш слегка расстроил затянутостью. Довольно длинные перегоны.
2. Ралли "Лахденпохья 2010"Трасса очень сложная для съемки. Особенно в этом году. Горы снега по макушку, никакой возможности сменить точку. Первый день провели в одном месте под перекрытием. Во второй день поехали по "официальному" маршруту и уперлись в поезд, который так и не тронулся никуда. Пресс-центр вроде был, интернета не было, жилетки давали. Торжественный старт/финиш не впечатлил. Как-то все буднично. Плюс - компактность жилья, штаба и сервис-парка. Еще плюс - жилье и столовая со вкусной едой по кризисным ценам. Минус - маленькие запасы крепких спиртных напитков в местных магазинах. Перегоны тоже довольно длинные. Маршалы пытались мешать работать.
3. Ралли "Славянский кубок 2010".Эта гонка была для всех интересна, так как трасса новая и страна зарубежная. В доступности две-три точки на секцию. Перегоны не очень длинные. Красота кругом неописуемая. Комары - страшный минус. Пресс-центр был, жилетки дали. С трассы чуть не ссаными тряпками гонял спецназ. Только угроза звонка рукогону возымела какое-то действие. Очень понравился первый доп второго дня. Очень удобное место на возвышенности для зрителей. И порадовала экскурсия детдомовских детей. Торжественный старт порадовал лебедем в соседнем пруду. Торжественный финиш и награждение порадовали певцом, расстроили проигрышем нашей сборной в хоккей.
4. Ралли "Белые ночи 2010".Летний вариант гораздо интереснее зимнего. Доступно гораздо больше точек, логистика понятная и доступная, хотя и не из легких. Можно заезжать под перекрытие и снимать два прохождения в нескольких точках. Все интерсно. Интереснейшая карельская дорога раскрывается во всей красе. Трамплины, повороты, перегибы - все доступно, все можно снимать, если, конечно, не облажаешься со временем выезда и местом на карте
Летом есть что посмотреть вокруг. Кирхи, музеи, озера. Пресс-центр был, интернета не было, жилетки давали. Торжественный старт будничен, финиш аналогично. Порадовали бабульки на награждении. Песня "Лахденпохья моя Ланденпохья" так и запала в мою душу.
5. Ралли "Гуково 2010".Самая приспособленная для съемки гонка. До шести точек на секцию, плюс короткий перегон до сервиса и продолжительный сервис. А самое главное - есть, что поснимать! Трамплины, "лунный" пейзаж, степь, броды! Минус - пыль. Пресс-центр был, жилетки давали под залог, интернет вроде там был, но мы не пользовались. Торжественный старт - есть, нормальный, без изысков. Много публики. Торжественный финиш - тоже самое. Плюс доступность водоемов, арбузов, пива и шашлыков. Несомненно лучший этап этого года.
6. Ралли "Южный Урал 2010".Родная гонка. Сложно про нее объективно, но я попробую. Не очень доступная трасса, хотя по паре точек на секцию можно наковырять. Есть места - просто клад для видео. Пресс-центр был, интернет был, кофе и чучики были. Торжественный старт сродни гуковскому. Много публики. Плюс клубный канал, за который приезжают болеть с четырех соседних областей. Для пиара хорошая гонка. Жилетки давали, но не на всех хватило. Погода так же радовала.
7. Ралли "Новороссийск 2010".Огромнейший плюс - работа с прессой. Замечательный ралли-гид, оборудованный пресс-центр, жилетки, доступность информации. Дружественные маршалы:
– А этих ты не трогай. - Говорил один из них милиционеру. - Они аккредитованные, они такие бумаги подписывают, что даже если их шлепнет - нам пофиг. Пусть идут, куда хотят.
Несомненный прогресс по сравнению с предыдущим годом, когда кто-то из безопасности рассказывал маршалу:
– Ты не смотри, что он в жилетке. Это всего лишь пресса. Полезет на трассу - можешь мочить.
Нельзя не отметить, что пресс-центр и штаб весьма удачно расположены в шаговой доступности от мест проживания и коллективного питания. Очень, знаете ли, воодушевляет возможность работать в домашних тапочках и с кружечкой Крушовице. Да, интернет, конечно был. Жаль, не дотягивался до номера, а то бы прям из теплой кроватки фотки заливал
Самые интересные места на трассе недоступны, были отрезаны из-за непогоды или отменены из-за нее же. В принципе, две точки на секцию вполне можно найти хороших плюс сервис. Торжественный старт... Да, что про него писать - не повезло. Торжественный финиш мы не видели, так как уже садились в самолет.
Таким образом, мой личный рейтинг:
7. Ралли "Free Drive Пено 2010"
6. Ралли "Лахденпохья 2010"
5. Ралли "Белые ночи 2010"
4. Ралли "Южный Урал 2010"
3. Ралли "Славянский кубок 2010"
2. Ралли "Новороссийск 2010"
1. Ралли "Гуково 2010"
А как у вас прошел этот сезон?
И вот еще, что хочется сказать всем организаторам. Предстартовые пресс-конференции неинтересны. Может быть приглашать побольше гонщиков и поменьше официальных лиц? Всетаки, давайте с прессой дружить. Дело-то одно делаем. Пусть аккредитация будет документом, перекладывающим ответственность за нашу жизнь и здоровье с ваших плеч на наши. Порой реально трудно работать. И вдвойне обидно, когда пьяное быдло лезет на трассу и те же маршалы ничего не могут сделать. Почему еще не на всех гонках есть такие замечательные ралли-гиды, как в Новороссийске? Ну или просто какая-то информация о трассе, об интересных и доступных местах. Интернет и кофе с чучиками тоже, наверное, не самая затратная часть итоговой ведомости.
В качестве бонуса немного могу рассказать про ралли "Горный лен" (Асбест). Трасса недалеко от Екатеринбурга (80км). Почти все допы проходят по закрытым карьерам. Доступ туда есть, но перемещаться внутри практически невозможно. Интересных с точки зрения мест в доступности не очень много, но, возможно, удастся посмотреть трассу поплотнее. Да и организатор заинтересован в том, чтобы прессе было комфортно и предлагает этот вопрос обсудить. Кроме того, есть не очень быстрый, зато доступный зрительский доп "Пыльник". Технократические пейзажи радуют глаз. Циклопические карьеры, отвалы, леса. Пресс-центр обязательно будет. Интернет будет. Зрителей достаточно ибо ралли в Асбесте развито довольно сильно. Если будет клубный канал, то будет очень много свердловчан. Штаб, пресс-центр, сервис-парк в шаговой доступности. От сервис-парка до ближайшего допа несколько сот метров - механики ходят туда смотреть гонку.