|
Типа вот, кто не читал. От 2007 года, какого-то числа.
Это как первая любовь – именно здесь в 2001 году Клещев впервые в моей жизни посадил меня за руль машины (то есть все Клещев виноват!). Это было на местном автодроме в районе «Первой», кажется. Я доблестно проехала два круга по автодрому, а на следующий день – еще круг по кроссовой трассе. Чтобы выгнать меня из-за руля, Андрею пришлось очень постараться. И именно сюда я впервые приехала сама на машине после 5-летнего перерыва, через две недели после ее покупки. Точнее, за 560 км от МКАДа за Воронежем я встретила ребят из Элберт-ралли, и Ваня Закондырин сменил меня за рулем и довел нас с Бибикой-Викторией до Гуково. Но первые 560 км – это мои! А Ваня подарил мне солнечный день и возможность искупаться (на следующий день погода испортилась). А еще в Гуково был мой первый выезд с командой. Тогда мы были вместе, и все работали друг на друга. Я помню эту сумасшедшую гонку на трех джипах, которые возили меня по точкам съемки. А 10-ю годами раньше Ершов на красной «восьмерке» поехал со мной закупать продукты на 7 человек, возвращающихся в Москву. Он честно остановился на красный свет (машин тогда на «Первой» практически не было), а по «зебре» на свой зеленый пешком (!!!) дорогу переходил голубь. А за два дня до того в местном магазине я увидела ядовито-зеленые штаны на синтепоне с ценником «Штаны женские для автоспорта», и все, кому я об этом говорила, кричали: «Бери!». Собственно, свою поездку по рынкам мы начали с того, что Леша молча повез меня за теми штанами. Купила, проносила потом года два (по свидетельству Куприянова, меня в них было далеко видно - они все, семеро, смотрели, когда я углублялась в лес), а потом формой того же цвета обзавелись сотрудники АФСПБиЛО. Ну да ладно. Как-то вечером мы пришли в Люкс, где жил Ершов с тремя судьями. Пока все мылись, он рассказывал мне про гонку (мне ж статью писать!), а потом настала моя очередь, я намылила голову и вода закончилась. Спасли меня Ершов, Куприянов и Коробкин. Они меня полили остатками воды, фантой и водой из бачка унитаза (из бачка!). Когда шампунь смыли, пошла вода из крана. А потом Куприянов и Коробкин в гараже вручную (никто и ничего не работало по случаю воскресенья) шлифовали головку блока от Гусевского белого «Москвича» под песни «Boney M» (когда я увидела этот спектакль, я полюбила эту группу). А до того мы обсуждали гнутие ствола у пневматических пистолетов, но приехали Ершов и Куприянов, у них в машине пел «Доктор Ватсон», и я удрала к ним. И к тому же году относится первая в постсоветской России фотография прыгающей машины (кажется, Игоря Коновалова), сделанная Машей, тогда еще Валиковой – на тогдашнем СУ4 (от кроссовой трассы параллельно асфальтовой дороге – был там прыжок), я как раз была там судьей на КВ. А на следующий год на Первой оказались только две машины, они столкнулись чуть ли не на центральной площади. Впрочем, мне намного позже удалось повторить этот рекорд. Но его превзошли (кое-кто из наших "собрал" пятерых местных в повороте недалеко от будущего "Паровоза"). А еще в тот год один из СУ назвали «Буграми любви». И вовсе не потому, что казаки водили туда своих девушек. В этом случае местные жители перестали бы рождаться – ну какая девушка согласилась бы иметь дело с мужчиной, если она при этом лежит в пыли, на острых камнях и колючках? Это была «версия для печати Мейд ин Клещев». А версию не для прессы спросите у Музычука, например, а лучше - у Щукина. Вернувшись в ШСУ (а по дороге мне Музычук как раз рассказывал, почему «Бугры» так назвали), перед входом я увидела Влада Штыкова (царство ему небесное!), который давал интервью кому-то с телевидения. Он говорил, что это – трасса, очень хорошая для тренировки гонщиков, безопасная (в смысле отсутствия деревьев). То же я потом слышала от многих гонщиков, в том числе покойного Анатолия Георгиевича Брума, который был одним из ее создателей. Году в 95-м пробыла я там 2,5 недели – сначала кросс, потом ралли. Помню, как в перерывах между заездами усаживалась на подъеме кроссовой трассы (она осталась без изменений) на коленке расстилала бумагу, и то и дело царапающейся ручкой писала очередную часть статьи. После гонки Саша Миронов (кроссмен с АЗЛК) и его команда с обозом «под парами» ждали, когда я допишу заключительную часть статьи, чтобы забрать рукопись и отснятые фотопленки с собой в Москву и передать их в редакцию «Авто». А рядом все 20 минут меня ждал автобус с судьями, которые довезли меня до гостиницы. В следующие выходные ночью уже после ралли (а во время гонки нас, московских журналистов, кормил вкуснейшими шашлыками водитель предоставленного нам Папазика (ПАЗа, названного так в честь Папазова)) я написала очередную статью, положила ее и пленки на угол стола у себя в номере, и ночью сквозь сон слышала, что зашел Гена Денисов, который, как я его и просила, забрал все это в Москву (а мне надо было ехать в Туапсе и Сочи – вот вояжик был!!!). А потом была пронзительная южная ночь и я, эдак часа в два из-за того, что горничная заснула, изготовилась брать гостиницу штурмом в одиночку (я долго просилела на переговорном пункте – в Москву надо было дозвониться, а мобильники тогда не существовали). Местные судьи водили меня на рынок, чтобы продавцы, услышав мой московский говор, не называли мне бешеные цены. Однажды я проснулась в 7 утра от того, что чьи-то механики под окном уныло исполняли «Мерлезонский балет», после чего воплем потребовали у Денисова шампанское. Или денег на него. Был там какой-то Палыч, который судя по голосам, спал на травке, и его пытались разбудить и тоже заставить танцевать (кто-то бухтел – иначе не скажешь - мотив «Танца маленьких лебедей»). Духовой оркестр, игравший по воскресеньям! И еще там самые вкусные дыни, а в ШСУ и на ПАТП – самая вкусная домашняя еда!. Следующие 10 лет почему-то запомнились обрывками. Сережа Балдыков, который кормил грушами своего бульдога. А собака была приучена ездить на заднем сиденье прописного автомобиля в поистине каратешной боевой стойке. Победа Коновалова в дождевой гонке – он единственный додумался поставить шипованную резину, когда все буксовали в грязи (вот почему с тех пор запретили шипы летом). Лунный пейзаж (нагромождение огромных разноцветных валунов выше по карьеру, сейчас трассу оттуда увели, потому что шины этого не выдерживают – но общий план карьера перед этим пейзажем тускнеет (фотографы поймут)). Болото динозавров на СУ «Аникино» (на заднем плане обрыв, на переднем - жутковатое зеленое болото из которого торчали белые (!) стволы деревьев, без веток и коры. Было в этом что-то доисторическое!). Но потом белые стволы деревьев окончательно сгнили, наверное, исчезли, и место потеряло свою прелесть. Так я его и не сфотографировала – фотографу там встать негде! Саша Александров, который из моей фотографии прыгающей Субару Успенского сделал огромное поздравление на развороте журнала «АМС-Автомотоспорт». Сразу после гонки Саша приехал ко мне в «Авто», я показала ему все фотографии его экипажа, увидев эту, он так в нее и вцепился (прыжок был супервысокий, на которые Сережа мастер. А какие у меня из Гуково фотографии прыжков!!! Успенский, я же знаю, что тебе эта гонка нравится! Как ты там летаешь! Мы еще шутили, что твоя машина больше времени проводит в воздухе, чем на земле, но я сказала, что сначала ее опубликую, а потом ему отдам. Он честно сжал зубы и ждал. А этот шедевр – рассказ Александрова, как он спускался в шахту на экскурсию. Это надо видеть и слышать, такое не напишешь! Это Степан Иваныч уговорил меня попросить Сашу рассказать, а у него было ребро сломано, и это чахлое: «Тьфу на тебя…»! Типа отстаньте, изверги! В общем, уговорили. Мы слушали, согнувшись пополам от хохота, а он периодически нас поносил, потому что ему тоже было смешно, а смеяться больно. А однажды, когда я со всеми поговорила во время регрупинга и пошла поесть, везде уже ничего не осталось. Ребята из УРТ позвали меня к себе, но я из деликатности пошла в кафе на озере, а там очередь. И тут меня поймал Володя, Сашин водитель. Он привел меня к джипу, раскрыл багажник, и накормил до отвала. Местные рассказывали и такое, когда шахтерам платили зарплату, выдав листок из школьной тетради, на котором было ручкой написано, что, допустим, шахтер Петров отработал столько-то дней, и ему начислено за это столько рублей. Он (или кто-то из семьи) приходил с этим листком в магазин, брал продукты, и ему там писали, что он взял и на сколько рублей. И в то время гонки в Гуково тоже проходили! А еще видела, проезжая мимо, Сергея Успенского, который звонил по мобильному (это уже относительно недавно) с развилки асфальтовых дорог в степи (больше нигде связи не было). И ничего, никто ни на что не жаловался! Ну разве что 10 лет назад кто-то на продавленные до пола на какой-то базе кровати. И что-то от наших мэтров я не слышала особых жалоб на бытовые условия... Трамплины и броды – песня отдельная. Ах, как они прыгают! Успенский, Никоненко, Лядухин, Левятов, Прохоров, Тимофей (если раздухарится, - а так он машину бережет), Потапков, покойный Аркаша. Зная, что сейчас будет кто-то из них, фотографы готовятся делать сальто с заранее выбранных позиций подальше. Лядухин одно время почему-то приземлялся чуть ли не мне на ногу – Леша, я тебя до сих пор боюсь! Однажды кто-то из группы поддержки ИТЕРы (увижу – убью!) устроился у меня под ногами. Я сказала, чтобы отошел на шаг – на всякий случай, если отпрыгивать придется. Он не ушел, и Лядухин опять приземлился в сантиметре от моей ноги. Пути отступления у меня не было – я бы срикошетила об машину. Господь спас… А вообще фотограф тщательно готовит позицию – почти как кошка на сносях. Утаптывает ямку (фотограф), обламывает траву, ветки убирает. Вот однажды я так тщательно готовилась (а ведь место для ямки еще выбрать надо – это вдумчивый кропотливый процесс!), и тут меня позвал Саша Анастасов. Я с мыслями: «Господи! Неужели он нашел что-то лучше, чем я?!» бегу к нему, а он мне показывает на толстую волосатую, полосатую с перетяжками как у колбасы в синюге гусеницу. Я вопила так, что Субару WRC Успенского не было слышно (интересно, когда я успела-таки его сфотографировать?!). А еще я боюсь (с тех пор, как поставили сетку от зрителей), что спортсмены решат, что внутри сетки у них свободный коридор, и, допустим, безбоязненно зайдут пошире… Видимо, этого боюсь не только я – однажды Барри, сидя под трамплином и глядя на всех нас, сидевших рядом, задумчиво произнес: «Вот сейчас кто-нибудь вылетит, и покосит весь цвет российской автоспортивной журналистики…». Господа гонщики, будьте бдительны! Тут мы сидим! На бродах, если не считать хронически облитого Нахапетова, который лезет в самые брызги (волны то есть), четырех болельщиков, рухнувших пару лет назад вместе с толстенной веткой с трехметровой высоты и отлетавших бамперов с Пежо команды СТКМ, вспоминается история создания шикарной фотографии (то есть ракурса) Саши Никоненко, гоняющего волну. В общем, надоело мне все, и я полезла на дерево. На Аникино. Мне помог (то есть тащил за шиворот) кто-то из ИТЕРы, притом разница в весе и телосложении была эдак раза в четыре (я тогда еще не похудела). Но затащил, с фотоаппаратом. Я уселась, прицелилась. А подо мной муравейник. Муравьи огромные и кусались. Хватило меня на 1-2 кадра, не больше. В поворотах тоже было весело. Но круче всего – когда вылетел Виктор Еремин. Диспозиция такова: почти в апексе (но довольно далеко от трассы) уселась Марина Клопова (ее можно понять – устала, на жаре, позагорать хочется). Она была в бирюзовом купальнике, а рядом положила фотоаппарат. Мы с Клещевым еще фотографировали. И тут с ходярника вылетает Еремин, для которого это было правый 5, а то и 6. Мы с Андрюхой врассыпную – ему навстречу, а Марина сидит. Ну он как-то вывернул… Змеи. Я их боюсь. Кто-то видел там черных гадюк в неограниченном количестве, меня Бог миловал. Тьфу-тьфу! Когда-то я сказала гонщикам, что если увижу змею, выбегу на трассу – свои-то хоть объедут, а чего от этих ждать – неизвестно! Видела я одну – бирюзового ужа, судя по рыжим пятнам по бокам головы. Шли мы с Андреем по заброшенной дороге, он не разглядел и перешагнул, а я… Испустив дикий крик я рванула обратно на трассу (там в это время ознакомление шло, ну да фиг с ним!). А Андрей вернулся посмотреть, на кого это я так ору. А в другой раз он увидел змею (к счастью, меня там не было, только рассказал), лежащую поперек трассы и раздавленную. Не помню, откуда возникла версия, что она ждала украинский экипаж, за который болела (понятно, что не укусить, а как рядовой болельщик), а он сошел, и тогда она с мыслями: пропадай оно все, покончила с собой, улегшись поперек трассы. А еще одна змея сдуру намоталась на Казачьем пруду на водный велосипед, где катался кто-то из тольяттинцев, кажется. Ну гонщики - люди сердобольные. Смотали ее с велосипеда, накололи на вилку (чтобы не укусила), влили ей в пасть стопку водки, чтобы в себя пришла. Заткнули огурцом (вот точно не помню – был ли огурец?) и отпустили восвояси. Говорят еще, пока все на озере отмечали финиш, чья-то машина (екатеринбуржцев) вдруг покатилась, объехала несколько других машин рядом и въехала в пруд. Там ее утром и нашли – с горящими фарами и всем содержимым. Рассказывали… Опять обрывки. Тунец в собственном соку (такого я не ела ни до, ни после). Интересно, продается ли он теперь – надо будет заехать. Прошлогодние молнии на горизонте (это когда в Шахтах деревья валило), а мы сидели на озере у Нахапетобуса, ели сосиски-гриль, смотрели на звезды и тлеющие угли и рассказывали с Гарагулей анекдоты. А в этом году как только приехала к штабу, попросила помощи в пространство (были там Миша Гирник, Степан Васильев, Денисенко и кто-то еще) – машина в дороге сломалась. Миша тут же направил меня к себе в команду на сервис. А Сан Михалыч Гирник, душа-человек, готовый помочь всем, чем может и не может, а Тимофоныч – просто уникум! А «гвоздь программы» - местный танцевальный коллектив! Это вообще шедевр. А какой Канкан они как-то станцевали!!! Я гонщикам зверски завидовала – потому что они ехали по этой трассе. Теперь я сама по ней поеду в руле, в свободное от их ознакомления время! А обратная дорога, когда мы с Клещевым что-то пробили камнем, проехавшись по обочине, и потом долго-долго ползли на скорости 20 км\ч. Радио у нас не было, и мы пели хором. Однажды мы с Андреем занимались изучением распределения воздушных потоков вокруг движущегося легкового автомобиля, то есть плевались в окно черешневыми косточками. Я задалась вопросом: что будет, если не имеющий водительских прав пассажир из окна запустит (допустим, нечаянно) жопкой съеденного огурца в ГАИшника? Пока думала, ГАИшника проехали, ну я жопку выбросила в окно просто так. И тут, оказалось, что из-за машины вынырнул мотоцикл с коляской, и огурцом я попала в шлем пассажиру. Я заорала Андрею: «Гони!» Он взглянул в окно и наступил на педаль. Нас не догнали! Несколькими годами раньше Ершов и Коробкин установили, что если из едушей впереди машины выпустить из руки огрызок груши, то он, не успев упасть, шмякнется о ветровое стекло машины, идещей следом. Гусев почему-то был очень недоволен. А в другой раз я ехала с человеком, который до того устал, что под Воронежем позволил обогнать свою Субару Запорожцу. А еще есть там несколько мест, где получаются самые лучшие в мире фотографии! И не знаю, как вы, но я на это ралли поеду. Мне все равно, что там нет горячей воды, а то и вообще воды, или крутых гостиниц, не важно, в каком оно будет статусе. Пусть даже за свои, но поеду, потому что все это (вышенаписанное) того стоит.
|