Эх, молчал я, молчал, раз в несколько дней перечитывал что написали там и тут... Нашлась минутка, выскажу тоже пять копеек, пока в Мск на выходные завис. Кирпичи, помидоры, яйца и прочее приготовили? Пенис-лось... точнее - поехали. Щукин, я "из трубы на лыжах", в своем стиле...
Хинт: читать с изрядной долей юмора, пусть и черного:
Во-первых. На обсуждение в Мск меня тоже никто не приглашал и даже не счел нужным информировать о проведении подобного заседания (по личным обстоятельствам я бы все равно вряд ли приехал). На обсуждение в Питере - пригласили (персонально Нахапетов), но по иронии судьбы - именно в это время я уже должен был быть в Мск.
Во-вторых. На раллирусе высказываться нужным не счел, ибо там скорее "сбор подписей" (такое уж сложилось впечатление), а обсуждение все-таки здесь... А у меня из мнений "там" - скорее всего солидарность с Лесниковым. Итак, первый и принципиальный "промах" письма (имхо здесь и далее) - НЕКОНКРЕТНОСТЬ. "Дядя Большой начальник, у нас есть проблемы, и нам от них очень зуевато... Нас обижают!". Проблемы есть у всех. И дядя БН не обязан вдаваться в детали до такого уровня.
Поехали (по тексту Письма):
В последние годы в ..... наметился ряд негативных тенденций и явлений, - что-то подобные формулировки знакомы с... ну с сознательной юности. Вместо "...." - можно подставить все что угодно, от животноводства и сталелитейной промышленности (где тоже чтойта падает всю дорогу) и до проблем семейных отношений (число разводов растет ведь).
следствием которых может явиться дискредитация ралли как дисциплины автоспорта - дискредитации, простите, перед кем? Перед FIA, к правилам которой стремится нынешнее наше ралли? Перед зрителями, которые это ралли видят в финском исполнении и в комментариях г-жи Косаченко (см. Rally Action) и не менее компетентных комментариях других телеканалов? Скорее "дискредитация" перед массовым зрителем наступит там, ибо обсуждаемую "бурю в стакане" на 2.5 интернет-форумах он все равно не заметит.
про
и Российской автомобильной федерации в целом. - вообще обсуждать не хочется, ибо... всем и так все ясно. НациональнаяАФ вообще-то уполномочена решать гораздо больше вопросов, чем решает у нас, и если ее эта "недостаточность" не смущает - о чем мы вообще говорим в ТАКОЙ формулировке....
Это выражается в том, что у нынешнего состава Комитета отсутствует принципиальная концепция развития ралли в России - это НЕПРАВДА. В процессе подготовки материала для августовского номера "Автомобилей" я общался с 3-4 членами КР. И могу сказать свое мнение: политика ЕСТЬ. Другое дело, что она НЕ НРАВИТСЯ ИЛИ МАЛОИЗВЕСТНА/МАЛОПОНЯТНА некоторой (интересующейся) части раллийной общественности. Но это несколько иная постановка вопроса.
, нет внятной национальной технической политики, - для начала, кто-нибудь объяснит мне, тупому, сам термин "нац.тех.политики"? А пока я предполагаю своим слабы умишком, что как раз ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ - как раз есть, более чем внятна и, увы, достаточно четко отражает несколько неприятных, но реальных моментов:
- в стране НЕТ заинтересованных в демонстрации своей продукции автопроизводителей
- в стране НЕТ дилерских/представительских структур иномарочных производителей, заинтересованных в (см. выше)
- в стране НЕТ или недоступна большинству участников соревнований отечественная техника надлежащего уровня. Машины А6 и Супер-2000 - малодоступны по цене, доступные по цене машины - выродки 80-х годов прошлого века или недоделки "нового поколения" (суть - выродков из выродков тех же лет). В стране после ВАЗ-2108 made by Vihur НЕ ПОЯВЛЯЛОСЬ адекватного и хоть как-либо современного доступного массового автомобиля для ралли. Про конструктор на базе ВАЗ-2112 попрошу не рассказывать. Про кит-кар на его же базе - "массовость" ув.г.Алексея Ковальчука в данном форуме сама отвечает на ряд вопросов. Про С-2000 - можно вообще помолчать?
- технические требования приводятся к действующим нормам ФИА (выше, простите, некуда)
- политика развития классов предусматривает даже некоторый "запас" по времени - остающиеся классы действительно наименее подвержены риску быть "снесенными" регламентами ФИА на ближайшие годы.
растет число спортсменов, предпочитающих выступлениям в России зарубежные соревнования. Растет число российских туристов, ежегодно посещающих Турцию, Египет, Сейшелы, Канары, Таиланд и Куршавель. С чем и поздравим наше Правительство, обеспечившее рост благосостояния российского народа. За последние годы, простите уж, с точки зрения уровня борьбы, российское ралли "потеряло" только так толком в нем и не проявившегося по полной программе А.Доросинского (что не помешало ему проявиться как организатору, причем в России), Д.Левятова (что обусловлено его работой, иначе вряд ли он бы хоть где-то вообще гонял на Лансере), А.Матюхина (по его личному признанию - выбравшего технику мирового класса для собственного пилотского развития, за что ему честь и почет) и команду "Итера" (увы, вряд ли могущую быть типичным показателем, ибо на ТАКОМ уровне все решается несколько отличными от объективнх механизмами - что у нас, что "там). При всем личном уважении надо признать, что большинство других пилотов является спортсменами бизнес-класса, вольных вообще выбирать все что угодно вплоть до продажи команд (см. И.Яковлев) или все-таки заглядывающих "сюда" (см. С.Травников, Ю.Сидоренко). Остальные либо ведут весьма полезную работу на территории России, пусть и не личным проявлением (см. AGK), либо поднимают престиж страны на территории соседних стран уровнем организации своих команд (см. Syrus), либо "так жизнь уж сложилась" (см.Г.Герасимов, Д.Кишкарев и пр.). Налицо ОТСУТСТВИЕ ОБЪЕКТИВНОГО оттока спортсменов из реально лидирующей группы, зато налицо появление носящих отнюдь не российское гражданство (могу ошибаться) пилотов Лагуновых, ворвавшихся при поддержке РОССИЙСКОЙ команды в эту самую группу, появление на наших трассах нескольких пилотов из-за рубежа. Согласитесь, с этим спорить трудно. Смайлика "грустное подмигивание" в арсенале форума не нашлось...
ухудшения качества проведения соревнований уровня Чемпионата и Кубка России, - господа, каковы КРИТЕРИИ? Внимание к оным? Снижение километража? Снижение безопасности/рост травматизма? Снижение количественного/качественного состава?
нарушения правил отдельными спортсменами и судьями, - спортсмены... а они достаточно часто будут искать "лазейки" (см. "балласт" М.Мяртина, "пластиковые помпы" Пежо, "байпасную химию" в любом углу, где есть Лансеры, и честное признание 6-кратного чемпиона России С.Линькова). И дело судей - их ловить. Нарушение правил судьями - вопрос компетенции этих судей нанимающих. К Организаторам же претензий, по ходу дискуссии - менее всего, "все по отдельности - милейшие и компетентнейшие люди", качество которых, по ходу той же дискуссии - все более растет за счет исключения наиболее "беспорядочных" (см.Аполлонов) и включения вместо них наиболее перспективных (см.Тарасова, Доросинский, бригада "Ермака", повышения количества соревнований made by Ершов и Ко.).
острых проблем обеспечения безопасности участников и зрителей. - лирика. Как ни страшно. Рост стараний в области безопасности зрителей(см.Гуково, Ермак, Урал, Псков) очевиден на фоне традиционного (подчеркиваю) раздолбайства в этой области в Лен.области, Новороссийске. Рост стараний в области безопасности техники очевиден как результат все большего и большего "закручивания гаек" в сторону норм и требований ФИА. Удорожание? Несомненно. Но даже некто А.Щукин признает, что "сиденья Рекаро минимум дважды спасли его от серьезных травм". Ссылку не привожу, искать долго. См. топик о ККР.
за последние 3 года в составе Комитета ралли РАФ, сформированного по непонятным нам принципам, практически не осталось компетентных, опытных и в то же время независимых в принятии решений людей. - "непонятные принципы" основаны, насколько я помню, правилами формирования состава этого комитета. "Не понимающим" - читайте регламент. "Не отражающим реальность" - не прозвучало. "Компетентных, опытных и независимых" - звучит особо цинично на фоне того, как в этом же форуме все расшаркиваются в духе американского "nothing personal" - да что вы, все такие милейшие, по отдельности - профи, опытные и вообще душки (мнение Щукина выносится за скобки - на его фоне "опытных" вообще немного, но сам он почему-то теперь уже не "там", не в КР, и не особо вроде как стремится. Равно как и Линьков, хотя он и несколько с другой поляны). Кто попытался (из ВЕСЬМА уважаемого коллектива авторов) ПОИМЕННО обвинить кого-то в НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ и ЗАВИСИМОСТИ? Имя, сестра? Впрочем, тогда это было бы уже письмо не в адрес г.Президента, а в адрес г.Председателя. С персональной, возможно, отдельной жалобой первому на некомпетентность и зависимость второго (аргументированной, очевидно?). Субординация-с, господа. Кто в армии служил - знает ее принципы.
При этом из восьми членов КР по крайней мере четверо – представители или владельцы призовых команд, таких как «УРТ», «Лада-ралли», «Эво-спорт», «Ситроен-спорт». - г-н. Президент пока будет испытывать благодарность, за то что его просветили о составе одного из органов вверенной ему структуры, а остальные в это время может постараются объяснить термин "призовая команда"? Вот "призовой пилот" слышал, а про команды... "Шкода" должна навсегда заткнуться? Сошедший в более чем половине гонок сезона Жидков - не имеет более право голоса? Тренирующий полсезона и теряющий на этом очки Брославский - молчи в тряпочку? "Про-спорт", пока не наберет полных чайников, не едущих выше 55-го места - больше не должен быть учтен? Господа, покажите мне "НЕпризовую" команду в ЛЮБОМ спорте? Ту, которая НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ И НИ НА ЧТО НЕ СОБИРАЕТСЯ претендовать. "Муфлонас априорис"? Щукин, я ЗНАЮ, что ты мне на это ответишь, но КАК ЛИЧНО ТЫ пропустил эту ДЫРЯВУЮ формулировку, после весьма грамотных, высказывавшихся в форумах и привате?
Комитет становится «вещью в себе», оторванной от интересов большинства спортсменов, принимая решения либо путем простого переписывания предписаний ФИА, - ох, какое рисковое понятие "большинство" (ну не люблю я его со времен "единодушной воли советского народа", простите...), особливо в документе, собравшим 24 подписи, далее добавимшим еще 40 (из которых минимум 1/3 имеет весьма опосредованное отношение к ЧР и КР) в интернет-форумах. В ЧР и КР по последней статистике проехало более 200 экипажей. Может сначала стоило озадачиться сбором их подписей? Или все-таки ограничиться пока "оторванностью от интересов некой инициативной группы"? Что касается "переписывания предписаний" - о каких ПРЕДПИСАНИЯХ идет речь? Кто видел "спущенные сверху" указяки от ФИА, кои КР "слепо переписывает"? Передел документации "в духе современных веяний" - возможно. Славбогу, что у нас нет Ф1 - за ихним частосменяющимся бредом бы уж точно никто не уследил... Даже Шиферсон.
либо в угоду собственным амбициям и представлениям, а иногда и откровенно частным интересам. - уважаемые, а вот такие серьезные обвинения надо уже аргументировать. Пусть в отдельном приложении к основной бумаге. Но четко. Кстати, тогда кольцевой комитет, где сплошь промоутеры и владельцы серий (априори НЕ МОГУЩИЕ не поддерживать свои "интересы", читай - бизнесы) - должен вообще пойти повеситься под натиском общественности. Вернее - быть повешен толпой. Скорее всего - за ноги. Или за то, что между ними.
Из системы зачета Чемпионата России были искусственно удалены самые массовые и доступные классы Р10, Р11, национальный класс «Волга». Отменён зачет в классе N4, который за последние годы стал самым популярным среди российских бизнесменов, участвующих в ралли. - во-первых, простите, но для начала "Волга" долго, томительно но бесповоротно вымерла сама. По Р10 и Р11 - у КР готов достойный (хоть и нелицеприятный и лично мне весьма неприятный ответ). Истерики по поводу N4 - обоснованы, но не на нашей реальности. РЕАЛЬНО именно N4 борется за главные награды, и так будет еще долго, пока у нас не будет асфальта 80% в ЧР (см. Чемпионат Европы, где N4 курит в сторонке после А6-Super1600). Идея высказанного понятна "в кругах посвященных" (числом человек в 100,5), но не далее этих кругов.
Отсутствует понимание того, как и из каких источников должны финансироваться соревнования, - непонятна? Ну почитайте основы экономики и маркетинга. Маркса хотя бы... Как и любое рыночное действо - ПОНЯТНО из каких. Полная импотенция отдельных организаторов (процент которого переваливает за 80%) в привлечении средств и умении отработать их перед рекламодателями, отношение к "своим" мероприятиям как к наступающим раз в год способам срубить немного денег, отсутствие внятных PR-программ по продвижению нашего спорта в своих регионах. И еще ряд нюансов. Посетив несколько, скажем так, мероприятий уровня ЧМ - я ни разу не видел дядю Д.Ричардса, выдающего организаторам "Несте ралли" чемоданчика с заветным "финансированием". НИКТО НЕ ДОЛЖЕН. Как там говорит Нахапетов - "если мир не идет тебе навстречу..."? Спасибо, дружно пожаловались верхнестоящей инстанции на профнепригодность "подведомственного состава" и неспособность наладить свои бизнесы. "Дядь Юра Трутнев, нам из скважины уже ничего не высосать, налей нам туда еще немного нефти из казны"....
какова роль Комитета, Организатора соревнований в этом процессе. Почти все чемпионатные ралли сезона 2005 года финансировались только за счет стартовых взносов участников, что не могло не сказаться на качестве и безопасности проведения соревнований. - про роль Организатора и гонки на взносы - см. выше. При чем тут Комитет - ваааааще непонятно, в его функции входит ФИНАНСИРОВАНИЕ? Отбор - по толщине кошелька бум производить? Тогда давайте сначала упраздним "комитет" и выработаем положение о "попечительском совете", как в частных школах.
Апелляционный Суд РАФ является последней инстанцией в рассмотрении спортивных споров, но будучи структурным подразделением РАФ не может принимать объективные решения в спорах между спортсменами и чиновниками РАФ. - тогда уж сразу: "Дайте право обращаться в Гаагский" или "дайте денег на нормальных юристов в каждой команде". Г-н С.С.Линьков, можно Вас попросить дать некую статистику по рассмотренным делам за последние 3 ("инкриминируемых") года и результатам их решений? Просто потому, что Вы ближе в этой теме.
Имиджу РАФ наносится серьезный урон, подрывается доверие участников к руководству РАФ, Комитету ралли, к справедливому рассмотрению спортивных споров, девальвируется звание чемпиона России. - Ну что уж так не написали прямо: "не доверяем т.т. таким-то и таким-то, считаем их узурпаторами и ты.пы.". Лично сам г.Кирьянов, помогший провести два этапа ЧР по АКГ в центре Москвы (>15-20.000 зрителей плюс куча трансляций) вряд ли уже хотя бы этим теряет доверие, "спортивный спор" в вариации "Про-Спорт против СВУ" при столь "убойной" силе аргументов и особо спортивным-то так и не кажется.
Мы надеемся, что Российская автомобильная федерация сможет взять ситуацию под контроль, принять безотлагательные меры по ее исправлению, провести кадровые изменения в составе Комитета ралли, привлечь к руководству опытных и энергичных людей, знающих принципы и нюансы современного ралли. Необходимо позаботиться о формировании достойного имиджа Федерации в СМИ, вернуть доверие участников. - пожалуй, в силу универсальности, наиболее обтекаемая фраза. Хотя кто все-таки подтвердит, что г.г. Ершов, Меньшиков, Клещев, Васильев "не знают принципы и пр."? Вот выйдет и подтвердит? Про "имидж в СМИ" готов провести отдельный разговор, только у нас он заканчивается "не пишут", и далее - тишиной. А потом в Автоспорте выходят "письма читателей" с головы до ног обливающих дерьмом, к примеру, А.Васильева. Щукин, тебе это "письмо" (думаю - читал) ничего не напоминает так?
Предложения 1-3 - более мудрого решения, чем за несколько дней до фактического начала сезона 2006 (Кубок) и месяц и 10 дней (Чемпионат) предложить достаточно сложно... и своевременно. Господа, а что, зная оглашенную в августе политику КР на 2006 год, все ждали, когда Про-Спорт засудит Успенского и все станет просто в шоколаде? До этого "повода возмущения" выраженного далее интернета - не было?
Неотложные меры по выработке антикризисных программ с привлечением специалистов помогут остановить процесс разрушения ралли, одного из наиболее зрелищных видов автоспорта. - хочется залиться трагически-героической слезой, попутно побежав узнавать - специалистов ПО ЧЕМУ надо "привлечь"? По "антикризисному программированию" - так на какие такие шиши и ради каких таких барышей они "привлекутся"? А деловая (не как КВ расставить и План Безопасности написать), а именно ДЕЛОВАЯ импотенция "специалистов от собственно ралли" - уже упомянута. И это не их ВИНА, это НАША ОБЩАЯ БЕДА. 99% по отдельности - прекрасные, милейшие люди, 99% искренне переживают за общее дело... Но годы идут, а лучше, говорят, так и не становится. И это, увы, показатель. Итак, КАКИХ специалистов мы зовем? Телефоны Симо Ламппинена, Ронана Моргана, Юхи Пииронена, Пола Тернера и некоторых других могу подкинуть. На Ричардса, говорят, в стране и без меня выходы есть...
Да, написать на одну страничку конкретный документ - работа сложная. Иногда "Войну и мир" написать сложнее. Но под письмом - действительно подписи опытнейших штурманов страны, написание АВТОСПОРТИВНЫХ бумаг любого уровня для которых - априори рабочий процесс на "своей поляне". Уже странно. Под письмом - подписи бизнесменов весьма солидного уровня, которые вряд ли привыкли "подмахивать" абы какие бумаги "чтобы было", не вдумываясь в смысл - иначе вряд ли бы до такого уровня доросли или банально дожили. Еще более странно.
Я ПОЛНОСТЬЮ согласен с тем, что ситуация в НАШЕМ спорте - по некоторым позициям КРИТИЧЕСКАЯ. Я полностью ЗА прогрессивные реформы, не замечен в "проуспенскости", "прокомитетовости", "проещечегонибудьности". Но, уважаемые господа, сотворить в БЕЗУСЛОВНО БЛАГИХ целях бумагу из серии "мы напишем в Спортлото", в которой в пух и прах хоть немного разбирающимся в процессе человеком (отступившим на шаг назад, и попытавшимся трезво взглянуть на БУ-МА-ГУ) разносится КАЖДАЯ фраза...
Ну низзя же так!
Во-вторых. Нет КОНКРЕТНЫХ предложений. Не "методичек для КР", а предложений... Хотя бы в виде "приложений".
И наконец... На моей памяти лет 7 назад в Питере состоялось "инициативное собрание", создавшее местный "Комитет ралли". В состав коего входили весьма уважаемые по местным и не только меркам господа - С.Жидков, И.Накутис, Д.Крылов, Е.Герман... еще кто-то, поименно уже не помню... Первый год результаты этой "общественной работы" стали заметны - в основном в виде контроля за тем, "что творит с трассами "вражина" Меньшиков"... Трассы кое-в-чем стали лучше. Прошел год и все затихло... Кстати, я уж не помню, кто в этом треде сказал, что "Сестрик-98" был всяко лучше того, что мы имеем на асфальте сейчас - я соглашусь. Уж всяко лучше убожества образца "С-Пб-2005"...
Кто ПОИМЕННО (только т-с-с-с! чтоб злые комитетчики не услышали) - ГОТОВ ВОЙТИ И РАБОТАТЬ в "реформированном" комитете? И на каких началах? Кто готов вложиться средствами и временем? Фразы "как все хреново" мы слышим не первый год. Фраз "а давайте конкретно сделаем хотя бы вот так и пробьем это решение средствами вплоть до ВСЕОБЩЕГО (вот оно - "большинство") бойкота этапа/серии/организатора" - не звучит. Я не призываю к бойкоту, упаси Господь, я призываю к конкретике и решениям. Мы уезжаем ездить за границу, признаем "нецелесообразным вложение денег на данном этапе", отправляемся писать о мероприятиях, где отношение получше, а заработок светит поинтереснее, продаем нахрен свои машины... Или просто ездим, несмотря на все дрязги, склоки, сплетни и вселенскую несправедливость. Спросите у тех же "клубников", массово выставивших свои подписи - а что, они все равно не мечтают найти СВОЙ (а не от г-на Кирьянова или г-на Успенского) бюджет и ПОЕХАТЬ-ТАКИ на этот всеми оплеванный но выросший за последние годы в полтора раза по этапам и географии ЧР и КР? Хоть тушкой, хоть чучелом! Хоть на тазике, хоть на ситрике, хоть на Р12-й субарке-ГТ "памяти молодого МакРея"? Спросите у коллег-журналюг, сколько сил и нервов стоит пробивать то самое "освещение в СМИ" которое НАХРЕН никому не надо, в первую очередь - самим раллистам в итоге (они просто не замечают, они привыкли что "НЕ ПИШУТ", и видимо тратят все время на изучения "новшеств, скопированных с ФИА"). Спросите у тех маленьких фирм и фирмочек, которые начинают вырастать не на почве интересов отдельных олигархов, а готовят, пусть пока кривовато и не всегда умело, технику для начинающих. Нужны ли нам РЕВОЛЮЦИИ? Тем более - выраженные не очень-то уж однозначно составленными "манифестами" по результатам того, что "Иван Иваныч поссорился с Иваном Никифорычем"...
Повторюсь и закончу на этом, все-таки 6 утра... Я только ЗА реформы. И во многом ПРИНИМАЮ мысли и идеи, стоящие за данным письмом. И пусть своим слабым умишком и крохотным на фоне Щукина, Васина, Тимковского и др. опыта в ралли, крохотным на фоне Матюхина и др. опыта в бизнесе, незаметным на фоне Терещенко и Медведева опыта в организации команд - но все-таки понимаю, что и как должно происходить на той поляне, на которой я - жалких 16 лет. Но иногда встаю на позиции "незлобной оппозиции" - и прошу не принимать мою критику, как ответ "да все у нас зашибись, так и надо жить, всех власть предержащих расцеловать в попу и жрать как есть все с солью и сахаром". Просто действительно, какая-то однобокая волна обсуждений поднялась, с претензией на "отражение мнения 100%, кроме восьми членов КР". Не обсуждений даже. Ведь если не считать ряда просто "выкриков" от ранее засветившихся в эмоциональной оппозиции товарищей, по большому счету, с попыткой хоть какой-то, но обоснованной критики против всеобщего одобрямса - выступил только Сашка Лесников. Хоть и на раллирусе, ибо тут он теперь бывает редко.
Имхо - мысли правильные, но прорабатывать их - еще оооооох как надо!
С уважением ко всем. Вне зависимости от высказанной/невысказанной/занятой позиции. И надеждой все-таки на прогресс.
Антон Борисенко.
КМС, в автоспорте с 1983 года, в ралли - с 1989.
Спортивный обозреватель журнала "Автомобили"
Владелец и ведущий дружественного профильного сайта (см.в личном профайле).