Пролог.
Чтобы сразу закончить с кривотолками, докладываю: я хорошо отношусь к Стасу. Хорошо хотя бы потому, что он всегда определял цель, ставит задачи и как может решает их. Правда до сих пор некоторые механики просят меня показать какие-то офигенные часы, которые мне то ли подарили, то ли собирались подарить, а мне и ответить нечего.
Также следует сказать, что наверное иногда надо отходить от заветов Петра и все же пользоваться бумажкой, так, хотя бы для наброски тезисов. Может тогда читать или слушать было бы и удобнее, и интереснее, да и понятнее непосвященному. Это скорее вопрос к режиссеру, хотя и в таком виде «слово не воробей» или «что с воза упало, то не вырубишь топором» - прокомментирую то, что имеем. Ну и наконец, сразу скажу, что мне ближе не литературные образы то ли Нафани, то ли Васька, то ли Гуру с заднего сиденья, а аналогии, как более понятная для анализа субстанция. Поэтому я не буду переходить на личности там, где это не вызвано необходимостью и не буду в сотый раз распространяться на тему собственно стенограммы, а остановлюсь на заявленной в названии ролика теме: «Новый проект». И вот теперь, вооружившись этими допущениями, перейдем собственно к содержательной части.
Слушаем внимательно и вкуриваем. Тезисно и только то, что лично мне показалось интересным.
1.
Всегда завидую гонщикам Скандинавии. Все начинающие пилоты так делают – сначала учатся ездить по стенограмме, а уже потом писать. У нас же нет российской системы.Давайте разбираться. Лично я бы не завидовал гонщикам Скандинавии, которых уже как минимум 12 лет нет в Чемпионах, но дело даже не в этом. Иногда, читая или слушая Стаса я задаюсь вопросом: это что, попытка выдать желаемое за действительное, не достаточно глубокое знание предмета или просто личное видение? Да, действительно в Скандинавии практикуется издание “Subjective Route Notes”, где ключевым является первое слово, но только эти заметки даются во всех возможных вариантах написания: как описательной, так и числовой, то есть клиенту изначально не навязывается видение автора. Другими словами, это не учебное пособие, а скорее помощник тому, кто просто не успел записать свою стенограмму. Но это еще не все и не главное. Каждая такая книжка сопровождается дисклаймером, в котором в разных вариациях в частности говорится:
- в то время, как были предприняты все меры предосторожности в процессе подготовки и печати этих Route Notes , спортсмены должны понимать, что градация поворотов неизбежно является субъективной и не может учитывать индивидуальные особенности как автомобиля, так и водителя. Вся ответственность по личной безопасности остается за спортсменом, в том, чтобы он не переходил свои возможности
- эти записки призваны дать описание дороги
- они не говорят вам как быстро вы можете ехать
Надеюсь из этих выдержек понятно, о чем идет речь и что и для чего служит. Как можно написать стенограмму не умея ездить мне вообще не понятно, но что-то для своего эксперимента Стас берет Борисова, а не хорошего писателя.
В свое время я уже вел дискуссию с Рауфом по поводу Jamba Pace Notes и не готов к ней снова возвращаться.
Ну и по поводу отсутствия отечественной системы, вынужден привести как минимум 2 фамилии – Цыганков и Сочнов. Это, если хотите база или та самая школа, которой нет. Да, есть «вариации на тему», но повторю в очередной раз: чтобы импровизировать, надо как минимум знать основную мелодию. Впрочем, каждое отклонение от «генеральной линии партии» имеет свои, вполне объяснимые причины. Добавлю, что если какой-то человек игнорирует посещение школы, это вовсе не является свидетельством отсутствия этой школы. Это же касается и всех «изобретателей». Ну и как показывает практика, дедушка со «старой школой», которой нет, вполне в состоянии объехать на ЧР юношу с «новой». Выводы пусть сделает каждый сам.
2.
Я, прочитав «Эту штучку» из книги Васина, просто не смогу записать стенограмму.Удивительно, правда ведь? А человек, прочитавший такую же «штучку» из методички сможет? А сможет боксер нанести профессиональный удар, каратист провести прием, прочитав самоучитель по предмету? Чтобы долго не обсуждать эту тему скажу: любой спорт, даже автомобильный, предполагает наличие тренировок. Кстати, в книге Васина стенограммы – это лишь 1 из 10 разделов – не так уж и много, как могло бы быть.
3.
Васька пишет стенограмму 3-4-5, сколько нужно раз, пока не напишет идеальную.То есть начинающий спортсмен должен будет увидеть за 2 прохода то, что его наставник сумел разглядеть только за 3-4-5? Как думаете, это возможно в принципе? А как ориентиром может быть человек, который находится в заведомо неравных условиях? А тогда в чем цимус?
4.
Едет гонку в зачете + 5 минут, участвует в регруппинге и все это за тем, чтобы можно было увидеть как работает штурман?Очень интересное место. Хотелось бы понять, руководствуясь какими благими намерениями и пунктами Правил, РАФ сможет обосновать превращение не ниже чем КР в клоунаду? Я понимаю, когда разрешают ознакомление в другое время – все работают и могут быть заняты, но почему бы как алаверды не разрешить свободное ознакомление тем, кто имеет на заднем сиденье тренера и тоже учится, тем, кто об этом попросит в целях собственного же развития? Как будет обоснована пенализация в 5 (или не важно сколько) минут за незаконное ознакомление? А можно тогда тренеры и других экипажей (чем собственно они отличаются от Васи?) будут ездить и писать стенограммы своим подопечным или правило по нахождению членов команд в регионе гонки будет переписано? Откуда такая уверенность в том, что штурман Васи настолько хорош, что всем надо видеть как он работает и более того, учиться у него? В целом же, лично мне не известен ни один случай того, чтобы тот, кто составляет такие стенограммы для масс, участвовал в зачете, тут надо определиться – либо помогать, либо гонять. Об этом чуть ниже.
5. Алгоритм просветления прост: Методичка - купленная за 3 копейки чужая стенограмма - помчали. Вопросы?
Настало время аналогий.
Вы покупаете самоучитель игры на скрипке, далее садитесь в оркестр где-нибудь в Большом или на худой конец в Мариинке (ведь мы же будем гонять тоже как минимум в КР, а максимум в ЧР, то есть высших сериях страны) и вам предлагается мало того, что играть, так еще и параллельно наблюдать как это делает Первая скрипка. Класс! А как насчет того, что существует такое понятие как «тренировка», не, не круто? А как насчет того, чтобы просто организовать курсы для желающих и провести все необходимые занятия? Тогда и опрос не понадобится. А ведь в сущности это не так и сложно сделать, но пользы на мой скромный взгляд было бы куда больше.
6.
Стенограмма не зависит от уровня пилотаУвы. Направление поворотов не зависит, идеальная траектория не зависит, а вот умение не только увидеть на этой дороге именно эту траекторию, но и сначала описать ее, а потом по ней еще и проехать очень даже зависит. И снова мы упираемся в предмет, который я обещал не обсуждать: что же описывает стенограмма?
7.
Мою стенограмму сложно записать, надо по ней много проехать. Вася может, Коля может, причем не идеальноВот и приехали. Так долго объяснял, что уже сам понял. Зачем же нужен такой инструмент, которым невозможно пользоваться? Зачем нужно ружье и 100 патронов, если оно стреляет 1 раз из 50, а боек стирается при 10 щелчках? Но это уже философия.
8.
Научить быстро ездить по стенограмме не сложно, если он в принципе умеет быстро ездитьЖаль, что нас не смотрят и не читают Райконен с Кубицей.
Эпилог.
Вынужден в очередной раз повторить простую, как Колумбово яйцо истину: тренер – это педагогическая профессия, а не состояние души. Отменяет ли это утверждение формулу «твори-выдумывай-пробуй»? Конечно же нет.