andrew В очень старые времена, середина 80-х, когда я только начинал всем этим заниматься, поехали мы с другом и тогдашним моим штурманом, а ныне механиком одной из топовых команд, посмотреть гонку. Зимой. Мороз был. Градусов 25 точно.
Часть трассы была в районе Звенигорода - Рузы. Вспомнили интересное место - с неплохого прямика поворот с подбросом (труба под дорогой) и дальнейшим доворотом. Место в лесу. Снегу в достатке. Взяли лопату на всякий...
А гонки раньше проводили по несколько иной схеме. Без такого комфорта, как ныне. Старт давали обычно во второй половине субботы. Ехали вечер, всю ночь и утром в воскресенье финиш. Люстры с машин тогда практически не снимали.
Так вот. Место это было в маршрутном листе около двух-трех часов ночи. Часов в 12, на моей 13шке, выдвигаемся из Москвы по минке. Через часик подтягиваемся к старту допа. Судей еще нет. Едем к месту. Ночь. Мороз крепчает. Лес. Ни огонька.
Но, вон одна машинка на подходе к повороту окопалась, вот другая возле трамплина с поворотом местечко заняла. Там третья. И вдруг...
Я так не удивлялся после еще очень долго. Приехали на место, встали на трубе, смотрим вокруг... Машину поставить не-ку-да. Не в снежных брустверах дело. В них уже прогрызли-прорубили проезды и на лево, и на право. И в лесу, в любом, мало-мальски пригодном по размерам для размещения автомобиля месте, всё уже расчищено и стояло по автомобилю... Уже горели костры, жарился шашлык, орала местами музыка...
Короче, мы кое-как тоже пристроились, тоже костерок пожгли, бутеры поели.
А потом началось действо. Мы в прогнозах не ошиблись, как впрочем и все остальные присутствующие. Машин 5 тогда махнули в довороте после разгрузке на трубе в кувет полный снега. Народ первые три вынес обратно на дорогу просто на ура... Радости было - выше крыши. Четвертую тащили уже подольше, запал проходил. Пятую, после нескольких вялых попыток признали нетранспортабельной и оставили внизу дожидаться тягача.
Вот с тех пор я и понял, чьи болельщики самые преданые, самые живучие. Наши, раллийные!
Какой футбольный или хоккейный фан будет стоять на 25 градусном морозе, ночью, в лесу, пол-ночи? Ему надо сидеть на удобной лавочке, под крышей, с пивком, шарфиком расписным, чтоб скандировать про судью чё-нить, чтоб счет объявляли да на табло показывали, кто забил, кого и за что...
А наши... За 50, 100, 1000км. В глушь. На мороз. Ночью. Да нет проблем. Вот этих зрителей я уважаю!
А тем кто по футбольной привычке, у подиума ведёт пъяный диспут: "Ну чё тут? А-а-а, гонки... И хде гоняют, в Бервенце (Хухтетву, Березки)? А-а-а, у меня там свояк! Может к нему съездить? О, уже стартовали? Давай по одной... больше не будем, а то завтра к концерту не дойдем... А там зае&№% будет. Споют, фей-ё-ей-верк тьфу... короче салют. Во выжрем-то с радости... Ну давайте мужики, удачи вам..." Этим всё едино, что ралли, что трофи, хоть лыжная эстафета... Был бы повод по 100, а потом догнаться...
А нашим раллийным зрителям вся эта мишура, салютики и концертики не главное. Главное, чтоб того, за которого они и приехали сюда переживать, вызвали на сцену, пожали заслуженную руку, вручили кубок с дипломом, а лучше еще и конверт с призовыми, громко объявили и дали поорать в поддержку, посвистеть, пофоткать мыльницей на память... А там, у проезда через финишный подиум своих нет еще, они с допов выехать не успели, механики еще сервис не свернули и тоже не приехали, а им тоже хочется за своих порадоваться, поорать. Там у подиума на финише тока любопытствующая, но ничего не понимающая, праздношатающаяся местная публика в основном... Фейерверки, это для них... Хорошо, что хоть пресса носится как спортсмены по перегонам и успевает отснять этот момент финиша. А вот награждений на сцене, в чистой, сухой одежде с друзьями, механиками в зале... теперь видно не модно, не о спортсменах думаем, о тех у подиума заботимся?